Внедрение касс самообслуживания SST в ТС «Мария-Ра»
Мария-Ра – крупнейшая розничная сеть в Сибири, который входит в топ 15 крупнейших продовольственных компаний России. Первый магазин Мария-Ра появился в 1993 году. Сейчас торговая сеть составляет 1253 действующих супермаркета, которые ежедневно обслуживают более 1 000 000 покупателей и с каждым днем их число растет.
Проникновение в регионы федеральных сетей - хороший стимул для местных ритейлеров пересмотреть свои стратегии развития. В 2018 году «Мария-Ра» приняли решение о масштабном обновлении торговой сети для сохранения конкурентоспособности и увеличения лояльности покупателей. Изменился фирменный стиль, ассортимент, усилился контроль качества и в ряде супермаркетов появились кафетерии. Новый формат магазинов подразумевал лучшее качество обслуживания, для создания максимально комфортных условий покупок, а именно сокращение очередей и увеличение скорости обслуживания. Открытие дополнительных кассовых зон не решило бы проблем - согласно статистике, стандартные кассовые места работают в среднем 50% времени, остальное время на этих кассах нет кассиров и они просто занимают место.
Наиболее эффективным решением стало внедрение касс самообслуживания (КСО). Для установки были выбраны аппараты отечественной компании Self-Service Technology (SST). SST предложили качественное оборудование по лучшей цене и полное техническое сопровождение. К тому же, кассы самообслуживания SST были полностью адаптивны под нужды “Мария-Ра» как в плане ПО, так и в аппаратной части. КСО SST позволили сократить очереди, увеличить скорость обслуживания, максимально оптимизировать работу сотрудников кассовой зоны и помогли более рационально использовать торговые площади.
Внедрение систем самообслуживания началось с масштабного исследования, определяющего, в каких именно магазинах целесообразно установить КСО. Оценивалась проходимость магазина, наличие очередей в разное время суток, средний чек, среднее количество покупок, их уникальность и многие другие параметры. После того как исследование подтверждало целесообразность установки, необходимо было определиться какой именно тип кассы подходит. Поскольку в последние годы наблюдался активный рост безналичных расчётов, было решено отказаться от купюроприёмников и выбрать наиболее компактное решение для максимальной экономии торговой площади - SST Tower.
Работы по установке касс, настройке и стыковке с системами «Мария-Ра» заняли месяц. Обучение сотрудников происходило в период тестирования КСО в «лабораторных условиях», что позволило в полной мере выявить все особенности функционирования на объектах.
После успешного «боевого» испытания, руководством «Мария-Ра» было принято решение в течении 2-х месяцев масштабировать проект на 4 магазина, а в течении полугода ещё на 35 торговых точек, причём не только в супермаркеты, но и в небольшие магазины у «дома».
Стоит отдельно выделить маркетинговый эффект от касс самообслуживания. В региональном ритейле установка КСО стало значимым событием, поэтому местные и федеральные СМИ охотно выпускали обзорные материалы, что позволило быстрее ознакомить клиентов с технологией и ускорить процесс адаптации. Покупатели, которые и не собирались посещать торговую точку, заходили чтобы посмотреть и протестировать кассы.